Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
•    Дети, оставшиеся без попечения родителей
•    Дети, проживающие в малоимущих семьях
•    Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
•    Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
•    Дети-жертвы насилия

    Факторы социального риска
    •    Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
    •    Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
    •    Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
    •    Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
    •    Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
    •    Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

    Ребенок в трудной жизненной ситуации

    Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия

    Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

    На что стоит обратить внимание
    • Утомленный, сонный вид
    • Санитарно-гигиеническая запущенность
    • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
    • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
    • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
    • Боязнь идти домой
    • Жестокое обращении с животными
    • Стремление скрыть причину травм

    Семья считается неблагополучной, если родители:

    • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
    • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
    • отрицательно влияют на их поведение
    • жестоко обращаются с детьми
    • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
    • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

    Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей педагогами детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

    Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги формируют и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия

    Реакция ребенка на кризисную ситуацию

    Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).

    ▪  Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.

    ▪  Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

    От рождения до 2-х лет

    ▪  Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в  возбужденном поведении.

    ▪  Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться  неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).

    2-х – 6-ти летние дети

    ▪  Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;

    ▪  Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;

    ▪  Могут стать несамостоятельными;

    ▪  Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;

    ▪  Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;

    ▪  Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.

    Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)

    В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.

    Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.

    Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.

    Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила,  а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».

    Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.

    Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.

    Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.

    Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев,  ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.

    Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!

    Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.

    Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.

    Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.

    Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.

    В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.

    Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем  встречается и где.

    Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.

    Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie